Электронные курсы Оценка персонала Дистанционное обучение

Компетенции ФГОС и как их развивать

Одним из основных отличий ФГОС (стандартов третьего поколения) от ГОС (стандартов второго поколения) является то, что по окончанию вуза выпускник должен обладать определенным набором общекультурных и профессиональных компетенций. Введение таких требований вызвано не столько Болонским процессом, а сколько требованиями рынка труда. Выпускнику вуза уже недостаточно только получить знания, теперь ему надо еще овладеть и компетенциями, которые помогут ему при устройстве на работу успешно применять свои знания на практике.


При внимательном рассмотрении можно заметить, что вузовские компетенции в значительной части перекликаются с корпоративными, например:


  • ФГОС - «Способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке»
    Корпоративные компетенции –  «Умение общаться», «Навыки устного общения»
  • ФГОС – «Нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственность за них»
    Корпоративные компетенции – «Умение разрешать производственные проблемы», «Нацеленность на результат»
  • ФГОС – «Способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности»
    Корпоративные компетенции – «Умение работать в команде», «Инициативность», «Организованность»

Такое сопоставление позволяет сделать вывод, что электронные курсы, разработанные для компаний с целью развития компетенций их сотрудников, вполне могут быть пригодны и для студентов вузов, ведь, в конце концов, они придут туда работать. К тому же ФГОС предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и т.д.). Эти курсы-тренажеры вполне соответствуют данным требованиям.


Высшая школа государственного администрирования МГУ им. М.В. Ломоносова уже использует предлагаемые курсы для формирования управленческих компетенций у слушателей магистерской программы «Государственное администрирование». По словам первого заместителя директора ВШГА МГУ В.Л. Еремина, электронные корпоративные курсы «Организационное поведение и персональное лидерство», «Публичный и персональный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Управление проектами», «Управление изменениями», «Системный анализ и принятие управленческих решений» дополняют дисциплины учебного плана ВШГА и выступают как самостоятельные учебные модули в рамках часов самостоятельной работы и научно-исследовательской практики магистрантов.


Теперь преподаватели вузов получили возможность дополнить верстаемые ими учебные программы корпоративными электронными курсами и тренингами, направленными на развитие профессиональных компетенций студентов.


Предлагаемая нами таблица соотношения компетенций ФГОС и электронных курсов, несомненно, поможет Вам в этой работе.


Также мы подготовили таблицы соответствия корпоративных курсов вузовским компетенциям по 11 направлениям обучения: