Электронные курсы Оценка персонала Дистанционное обучение

Доклады, сделанные на конференции нашими сотрудниками и организациями-партнерами

Инюточкина Е.В

Повышение квалификации преподавателей в условиях внедрения
системы дистанционного обучения

(Омский государственный технический университет)

 

PDF Презентация к докладу (315 Kb)

 

Число продаж в России программных продуктов для реализации дистанционного обучения растет год от года. Вместе с тем, количество публикаций об успешных внедрения систем дистанционного обучения относительно невелико. Чаще всего вузы испытывают трудности, столкнувшись с необходимостью широкомасштабной интеграции в учебный процесс вуза дистанционных образовательных технологий.


Для решения данной проблемы необходима четко организованная, постоянно действующая система повышения квалификации преподавателей в области электронного обучения.


Омский государственный технический университет с 2005 года является официальным пользователем известной отечественной системы дистанционного обучения. После приобретения программного продукта и ознакомления с его функциональными возможностями была выработана стратегия внедрения системы в учебный процесс.

 

Ключевым элементом внедрения системы стала разработанная программа повышения квалификации преподавателей по курсу «Методика и технология дистанционного обучения». Программа имеет модульную структуру:

    • Модуль 1 – «Электронное тестирование в СДО» – рассматривает вопросы, связанные с основами разработки тестовых заданий, проектирования и реализации процедуры электронного тестирования;
    • Модуль 2 – «Планирование контента» –  посвящен вопросам создания качественной содержательной части электронных учебно-методических комплексов дисциплин;
    • Модуль 3 – «Организация дистанционного консультирования» – рассматривает инструменты и методы организации практических занятий и взаимодействия студентов и преподавателя в системе.

     

    Модульная структура курса имеет следующие преимущества:

      • Преподаватели  получают возможность выбирать наиболее желательные для изучения модули, сообразуясь с уровнем своей подготовленности.
      • Гибкая структура курса позволяет преподавателям планировать свое повышение квалификации, устанавливать интервалы между изучением отдельных модулей в соответствии c со своей занятостью, расписанием командировок и т.д.;
      • Каждый модуль представляет собой законченный мини-курс, посвященный решению конкретной задачи, что позволяет быстро ввести освоенные инструменты и методы в реальный учебный процесс.
      • Модуль «Организация дистанционного консультирования» реализован в виде дистанционного сетевого курса, преподавание которого осуществляется без непосредственного контакта преподавателя и обучающихся, что позволяет участникам более полно освоить специфику сетевых коммуникаций.

       

      Специфика обучения преподавателей работе со сложной, многокомпонентной системой дистанционного обучения состоит в том, что очень сложно реализовать такое обучение целиком в сети. Учитывая общий уровень компьютерной подготовленности преподавателей, единственно возможным способом обучения на первом этапе представляется обучение од руководством инструктора (тьютора). Поэтому в качестве первого шага по изучению функциональных возможностей СДО мы рекомендуем преподавателям освоить модуль «Электронное тестирование в СДО. Практика показывает, что для освоения навыков разработки электронных тестовых заданий и проведения процедуры электронного тестирования преподавателям требуется относительно короткое время, они охотно создают тестовые задания или адаптируют имеющиеся под требования системы. Последующая регулярная работа в системе с тестами и отчетами слушателей влечет за собой развитие навыков уверенного ее пользователя, вызывает интерес преподавателей к другим формам работы с использованием функциональных возможностей СДО.


      Для освоения методик сетевого общения со студентами преподаватели проходят дистанционное обучение по модулю «Организация дистанционного консультирования». Они получают реквизиты слушательского доступа к системе и в течение 2 недель активно взаимодействуют с тьютором курса, выполняют назначенные задания, проводят дискуссии и обращаются за помощью, пользуясь средствами СДО. Получив опыт работы в качестве слушателя, преподаватели очень четко представляют себе тонкости процесса обучения без непосредственного контакта с преподавателем, что в дальнейшем позволяет им избежать типичных ошибок, которые часто совершают начинающие тьюторы.

       

      Выпускники курса повышения квалификации «Методика и технология дистанционного обучения» успешно преподают в филиалах ОмГТУ (г.г. Сургут, Нефтеюганск) ведут учебный процесс в группах заочной формы обучения с использованием ДОТ (г.г. Реш Свердловской области, Калачинск Омской области), являются тьюторами в дистанционных проектах профессиональной переподготовки специалистов в области охраны труда (г.Москва).